среда, 24 марта 2021 г.

Картотека «Дидактические игры по познавательному развитию»

 

Картотека

«Дидактические игры по познавательному развитию»

2 младшая группа

 Воспитатель Мингажева А.С.

Игра «Найди пару»

ЦельУчить детей подбирать предметы разных по пропорции по образцу, закреплять знания основных цветов, развивать память и внимание.

Оборудование. Изображения варежек и шарфов синего, зеленого красного и желтого цветов.

Ход игры.

Воспитатель показывает кукол в шапочках (синего, зеленого, красного и желтого цвета) и просит детей подобрать им одинаковые по цвету варежки и шарфы. Изображения шарфов и варежек раскладываются на столе врассыпную. Кукол рассаживают на стулья вокруг стола. Воспитатель показывает детям, как подбирать теплые вещи для кукол. Затем просит выполнить задание самостоятельно одеть свою куклу. В игре могут принять участие несколько человек. Тогда задание выполняется на скорость, кто первым соберет комплект для своей куклы.

Игра «Разрезные картинки»

ЦельФормировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на 4 части.

Оборудование. Разрезные картинки из 4-х частей. Предметы и игрушки, соответствующие изображениям на картинках.

Ход игры.

Перед детьми лежат разрезные картинки с изображением знакомого предмета (яблоко, машинка, неваляшка, кукла, мяч и т. п.). Воспитатель просит детей сложить картинку из частей так, чтобы получился целый предмет. По окончании выполнения задания детям предлагаются для выбора и соотнесения два предмета (например: машина и неваляшка, которые они сравнивают с изображением.

Выигрывает ребенок, первым собравший разрезную картинку.

 

Игра «Собери бусы»

Цель. Развивать координацию действий обеих рук ребенка, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. Способствовать подведению детей к группировке предметов по цветовому признаку.

Оборудование. Цветные веревочки и колечки синего, красного, желтого и зеленого цвета.

Ход игры.

Воспитатель показывает детям кукол, и говорит, что они собираются напраздника праздник, но у кукол нет красивых бус, а они очень хотят быть красивыми. Педагог надевает куклам бусы, но всем их не хватает. Что делать? Куклы очень расстроены. Тогда воспитатель показывает коробку с колечками и веревочками, и предлагает помочь куклам и сделать для них бусы. Воспитатель объясняет, на веревочку нужно надеть колечки такого же цвета как и сама веревочка, например, на красную веревочку – красные колечки, на синюю веревочку – синие колечки и т. д.). Концы веревок соединяет педагог. Разноцветные бусы надевают на кукол. Куклы радуются и говорят ребятам спасибо.

Игра «Угадай, что делать»

Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитывать у детей умение переключать слуховое внимание.

Оборудование. На каждого играющего по 2 флажка.

Ход: Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Воспиатель начинает звенеть бубном. Если бубен звенит громко, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо - держат руки на коленях.

Игра «Солнце или дождик?»

ЦельУчить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитывать у детей умения переключать слуховое внимание.

Ход: Воспитатель говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Хотите? Тогда, пойдемте на прогулку. Смотрите, Дождик не идет, погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, чтобы вам было веселее гулять под его звуки. А когда начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».

Игра «Лишний предмет».

Цель: учить детей определять лишний предмет по цвету; развивать зрительную память, мышление.

Оборудование: красные треугольники и квадраты разного размера; синие круги разного размера.

Ход игры

Воспитатель выставляет геометрические фигуры на наборное полотно, а дети их называют. Затем воспитатель предлагает детям назвать лишний предмет и объяснить, почему он лишний.


Игра «В лес за грибами»

Цель: формирование представлений о количественных отношениях между предметами «один — много».

Для проведения игры необходимо подготовить изображение большой полянки, на которой расположено несколько фигурок грибочков. Детям нужно раздать корзинки.

— Дети, мы пришли в лес на грибную полянку. Посмотрите, сколько здесь грибов? (Много).

— А теперь каждый из вас сорвет по одному грибу. Ответьте мне по очереди, сколько грибов в вашей корзинке. Сколько у тебя, Витя? (У меня один гриб).

Педагог должен спросить каждого ребенка.

— Давайте сложим все грибы в мою корзинку. Сколько получилось у меня грибов? (Много). А у вас? (Ни одного).

 

Игра «Упакуй подарок»

Цель: формировать понятие «большой», «маленький», «толстый», «тонкий»; учить соотносить предметы по размеру.

Ведущий предлагает детям пойти на День рождения к Машеньке. Для этого им нужно купить подарок. Каждый выбирает куклу (на картинках изображены куклы разные по размеру и толщине).

Теперь нужно подарок упаковать, а для этого детям нужно «купить» пакет, который будет соответствовать размеру куклы. При этом каждый ребенок должен объяснить свой выбор упаковки: «Я купил этот пакет, потому что моя кукла…».

После этой игры можно обсудить, как нужно правильно вручать и принимать подарки.

 

Игра «Что где растет»

Цель: учить группировать предметы на овощи и фрукты; развивать быстроту реакции, дисциплинированность, выдержку.

Для игры необходимо подготовить картинки с изображением огорода и сада и предметные картинки (или муляжи) овощей и фруктов.

Дети делятся на две команды: садоводы и овощеводы. По сигналу каждая команда должна собрать свои предметы. Побеждает та команда, которая выполнит задание быстрее.  

 

«Съедобное – не съедобное»

Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и ягодах. Развивать память, координацию.
Ведущий называет овощ, фрукт, ягоду или любой предмет, бросает мяч одному из участников, если предмет относится к заданным, то он ловит.Можно играть со всей группой сразу с помощью хлопков (хлопать, в случае если предмет не относится к заданным)

 

«Чудесный мешочек»

Цель: Формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей.
 Ведущий держит мешочек с предметами, предлагает детям по одному подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и назовет характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что это за предмет, который пока не видят. После этого, ребенок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем ребятам.

«Угадай по описанию»

Цель: Развивать и закреплять знания о внешнем виде природных объектов (животных, растений, рыб, насекомых и пр.). Развивать память, речь.
Карточки раздаются детям. Их задача не показывая, описать объект так, чтобы другие смогли угадать, кто изображен у них на карточке. Можно использовать загадки.

 

«Четвертый лишний»

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь.

Выставляются карточки: три – одного вида, а четвертая другого. Задача детей определить лишнюю карточку, и объяснить свой выбор.

Можно усложнить задачу и проводить игру словесно. Называя предметы и объекты.

«Соберем урожай»

Цель: Развивать и закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах. Их месте произрастания (сад, огород, грядка, дерево, куст, в земле, на земле).

В определенных местах группы ставятся картинки с огородом и садом, где расположены муляжи или карточки. Детей можно разделить на две команды огородники и садоводы. По сигналу ведущего команды собирают урожай в свою корзинку с моделью. Условие: можно переносить только по одному предмету.

 

«Солнце или дождик?»

Цель. Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитывать у детей умения переключать слуховое внимание.

Воспитатель говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Хотите? Тогда, пойдемте на прогулку. Смотрите, Дождик не идет, погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, чтобы вам было веселее гулять под его звуки. А когда начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».

 

Кому что нужно

Цель: закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу.

Воспитатель предлагает ребёнку найти предмет, необходимый для работы врачу (повару, продавцу).

 

«Найдипредмет»

Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими
образцами.

Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат,треугольник, прямоугольник, овал).Детистоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном – геометрическиеформы, на втором - предметы. Педагог рассказывает правила игры: «Мы будемиграть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предметтакой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит,педагог показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденныйпредмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши.
Затем взрослый катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Играпродолжается, пока все предметы не подойдут подобраны к образцам.

 


 

«Длинное - короткое»

Цель: развитие у детей четкогодифференцированного восприятия новых качеств величины.

Материал. Атласные и капроновые ленты разныхцветов и размеров, картонные полоски, сюжетные игрушки: толстый мишка итоненькая кукла.

Перед началом игры В. заранее
раскладывает на двух столах комплекты игрового дидактического материала (разноцветные
ленточки, полоски). Педагог достает две игрушки - плюшевого мишку и куклу Катю.Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этогоим нужны пояски. Подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки:одну короткую - поясок для Кати, другую длинную - поясок для мишки. Дети спомощью В. примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость икланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками.Педагог предлагает снять пояски и поменять ихигрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке поясок куклы не сходится, а для куклы поясокслишком велик. Педагог предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом настоле, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какаяленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины -длина. После этого В. показывает детям две картонные полоски - длинную икороткую. Показывает детям, как можно сравнить полоски с ленточками путемнакладывания и сказать, какая из них короткая, какая – длинная.

 

«Подбери фигуру»

Цель: закрепить представления детей о
геометрических формах, упражнять в их назывании.

Материал. Демонстрационный: круг, квадрат,треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона. Раздаточный: карточкис контурами 5 геометрических лото.

Педагог показывает детям фигуры, обводиткаждую пальцем. Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которыхнарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносиках. Разложите всефигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждуюфигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на начерченнуюфигуру.

 

«Триквадрата»

Цель: научить детей соотносить по величине
три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний»,
самый большой», «самый маленький».

Материал. Три квадрата разной величины,фланелеграф; у детей по 3 квадрата, фланелеграф.

Педагог: Дети, у меня есть 3 квадрата,вот такие (показывает). Этот самый большой, этот - поменьше, а этот самыймаленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые большиеквадраты (дети поднимают и показывают), положите. Теперь поднимите средние.
Теперь - самые маленькие. Далее В. предлагает детям построит из квадратов
башни. Показывает, как это делается: помещает на фланелеграфе снизу вверх
сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте вы такуюбашню на своихфланелеграфах» - говорит В.

 

«Широкое - узкое»

Цель: формировать представление «широкое -узкое».

Занятие проводится аналогичным образом,но теперь дети учатся различать ширину предметов, т. е. широкие и узкиеленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использоватьследующий игровой прием. На столе выкладываются две картонные полоски – широкаяи узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла и
мишка, а по узкой - только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя
машинами.

 

«Кому какая форма»

Цель: учить детей группировать
геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.

Материал. Большие мишка и матрешка. Раздаточный:по три круга и овала разных цветов и размеров, по 2 больших подноса для каждогоребенка.

Педагог демонстрирует круг и овал,просит детей вспомнить названия этих фигур, показать, чем они отличаются другот друга, обвести контуры пальчиками. «А теперь все кружочки положите на одинподнос - матрешке, все овалы на другой - мишке». Педагог наблюдает, как детивыполняют задание, в случае затруднения предлагает ребенку обвести фигурупальцем и сказать, как она называется. В конце занятия В. подводит итог: «Мысегодня научились отличать круги от овалов. Мишка все овалы отнесет в лес, а матрешка- заберет круги домой».

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий