Картотека
«Дидактические игры по познавательному развитию»
2 младшая группа
Воспитатель Мингажева А.С.
Игра «Найди пару»
Цель. Учить детей подбирать предметы разных по
пропорции по образцу, закреплять знания основных цветов, развивать память и внимание.
Оборудование. Изображения варежек и
шарфов синего, зеленого красного и желтого цветов.
Ход игры.
Воспитатель показывает кукол в шапочках
(синего, зеленого, красного и желтого цвета) и просит детей подобрать им
одинаковые по цвету варежки и шарфы. Изображения шарфов и варежек
раскладываются на столе врассыпную. Кукол рассаживают на стулья вокруг стола.
Воспитатель показывает детям, как подбирать теплые вещи для кукол. Затем просит
выполнить задание самостоятельно одеть свою куклу. В игре могут принять участие
несколько человек. Тогда задание выполняется на скорость, кто первым соберет
комплект для своей куклы.
Игра «Разрезные картинки»
Цель. Формировать у детей представления о
целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным
образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на 4 части.
Оборудование. Разрезные картинки из 4-х
частей. Предметы и игрушки, соответствующие изображениям на картинках.
Ход игры.
Перед детьми лежат разрезные картинки с
изображением знакомого предмета (яблоко, машинка, неваляшка, кукла, мяч и т.
п.). Воспитатель просит детей сложить картинку из частей так, чтобы получился
целый предмет. По окончании выполнения задания детям предлагаются для выбора и
соотнесения два предмета (например: машина и неваляшка, которые они сравнивают
с изображением.
Выигрывает ребенок, первым собравший
разрезную картинку.
Игра «Собери бусы»
Цель. Развивать координацию действий обеих рук
ребенка, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. Способствовать
подведению детей к группировке предметов по цветовому признаку.
Оборудование. Цветные веревочки и колечки
синего, красного, желтого и зеленого цвета.
Ход игры.
Воспитатель показывает детям кукол, и
говорит, что они собираются напраздника праздник, но у кукол нет красивых бус,
а они очень хотят быть красивыми. Педагог надевает куклам бусы, но всем их не
хватает. Что делать? Куклы очень расстроены. Тогда воспитатель показывает
коробку с колечками и веревочками, и предлагает помочь куклам и сделать для них
бусы. Воспитатель объясняет, на веревочку нужно надеть колечки такого же цвета
как и сама веревочка, например, на красную веревочку – красные колечки, на
синюю веревочку – синие колечки и т. д.). Концы веревок соединяет педагог.
Разноцветные бусы надевают на кукол. Куклы радуются и говорят ребятам спасибо.
Игра «Угадай, что делать»
Цель. Учить детей соотносить характер своих
действий со звучанием бубна. Воспитывать у детей умение переключать слуховое
внимание.
Оборудование. На каждого играющего по
2 флажка.
Ход: Дети сидят полукругом. У каждого в
руках по 2 флажка. Воспиатель начинает звенеть бубном. Если бубен звенит
громко, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо - держат руки на
коленях.
Игра «Солнце или дождик?»
Цель. Учить детей выполнять действия согласно
различному звучанию бубна. Воспитывать у детей умения переключать слуховое
внимание.
Ход: Воспитатель говорит детям: «Сейчас
мы с вами пойдем гулять. Хотите? Тогда, пойдемте на прогулку. Смотрите, Дождик
не идет, погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а
я буду звенеть бубном, чтобы вам было веселее гулять под его звуки. А когда
начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в
дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».
Игра «Лишний предмет».
Цель: учить детей определять лишний
предмет по цвету; развивать зрительную память, мышление.
Оборудование: красные
треугольники и квадраты разного размера; синие круги разного размера.
Ход игры
Воспитатель выставляет геометрические
фигуры на наборное полотно, а дети их называют. Затем воспитатель предлагает
детям назвать лишний предмет и объяснить, почему он лишний.
Игра «В лес за грибами»
Цель: формирование представлений о
количественных отношениях между предметами «один — много».
Для проведения игры необходимо подготовить
изображение большой полянки, на которой расположено несколько фигурок
грибочков. Детям нужно раздать корзинки.
— Дети, мы пришли в лес на грибную
полянку. Посмотрите, сколько здесь грибов? (Много).
— А теперь каждый из вас сорвет по одному
грибу. Ответьте мне по очереди, сколько грибов в вашей корзинке. Сколько у
тебя, Витя? (У меня один гриб).
Педагог должен спросить каждого ребенка.
— Давайте сложим все грибы в мою корзинку.
Сколько получилось у меня грибов? (Много). А у вас? (Ни одного).
Игра «Упакуй подарок»
Цель: формировать понятие «большой»,
«маленький», «толстый», «тонкий»; учить соотносить предметы по размеру.
Ведущий предлагает детям пойти на День
рождения к Машеньке. Для этого им нужно купить подарок. Каждый выбирает куклу
(на картинках изображены куклы разные по размеру и толщине).
Теперь нужно подарок упаковать, а для
этого детям нужно «купить» пакет, который будет соответствовать размеру куклы.
При этом каждый ребенок должен объяснить свой выбор упаковки: «Я купил этот
пакет, потому что моя кукла…».
После этой игры можно обсудить, как нужно
правильно вручать и принимать подарки.
Игра «Что где растет»
Цель: учить группировать предметы на овощи и фрукты; развивать быстроту
реакции, дисциплинированность, выдержку.
Для игры необходимо подготовить картинки с изображением огорода и сада и
предметные картинки (или муляжи) овощей и фруктов.
Дети делятся на две команды: садоводы и овощеводы. По сигналу каждая
команда должна собрать свои предметы. Побеждает та команда, которая выполнит
задание быстрее.
«Съедобное
– не съедобное»
Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и
ягодах. Развивать память, координацию.
Ведущий называет овощ, фрукт, ягоду или любой предмет, бросает мяч одному из
участников, если предмет относится к заданным, то он ловит.Можно играть со всей
группой сразу с помощью хлопков (хлопать, в случае если предмет не относится к
заданным)
«Чудесный
мешочек»
Цель: Формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах
(животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные
ощущения, речь детей.
Ведущий держит мешочек с предметами,
предлагает детям по одному подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая
его, и назовет характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию
догадаться, что это за предмет, который пока не видят. После этого, ребенок
вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем ребятам.
«Угадай
по описанию»
Цель: Развивать и закреплять знания о внешнем виде природных объектов
(животных, растений, рыб, насекомых и пр.). Развивать память, речь.
Карточки раздаются детям. Их задача не показывая, описать объект так, чтобы
другие смогли угадать, кто изображен у них на карточке. Можно использовать
загадки.
«Четвертый
лишний»
Цель: Уточнять и закреплять знания детей о классификациях разных
природных объектов. Развивать логическое мышление, речь.
Выставляются карточки: три – одного вида, а
четвертая другого. Задача детей определить лишнюю карточку, и объяснить свой
выбор.
Можно
усложнить задачу и проводить игру словесно. Называя предметы и объекты.
«Соберем
урожай»
Цель: Развивать и закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах.
Их месте произрастания (сад, огород, грядка, дерево, куст, в земле, на земле).
В
определенных местах группы ставятся картинки с огородом и садом, где
расположены муляжи или карточки. Детей можно разделить на две команды
огородники и садоводы. По сигналу ведущего команды собирают урожай в свою
корзинку с моделью. Условие: можно переносить только по одному предмету.
«Солнце
или дождик?»
Цель. Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна.
Воспитывать у детей умения переключать слуховое внимание.
Воспитатель
говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Хотите? Тогда, пойдемте на
прогулку. Смотрите, Дождик не идет, погода хорошая, светит солнышко, и можно
собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, чтобы вам было веселее
гулять под его звуки. А когда начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы,
услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а
когда я стучу в него».
Кому что нужно
Цель: закрепить
знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу.
Воспитатель предлагает ребёнку найти
предмет, необходимый для работы врачу (повару, продавцу).
«Найдипредмет»
Цель: учить сопоставлять
формы предметов с геометрическими
образцами.
Материал. Геометрические
фигуры (круг, квадрат,треугольник, прямоугольник, овал).Детистоят полукругом. В
центре расположены два столика: на одном – геометрическиеформы, на втором -
предметы. Педагог рассказывает правила игры: «Мы будемиграть так: к кому
подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предметтакой же формы, какую я
покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит,педагог показывает круг и
предлагает найти предмет такой же формы. Найденныйпредмет высоко поднимается,
если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши.
Затем взрослый катит обруч к следующему ребенку и предлагает
другую форму. Играпродолжается, пока все предметы не подойдут подобраны к
образцам.
«Длинное - короткое»
Цель: развитие у детей
четкогодифференцированного восприятия новых качеств величины.
Материал. Атласные и
капроновые ленты разныхцветов и размеров, картонные полоски, сюжетные игрушки:
толстый мишка итоненькая кукла.
Перед началом игры В.
заранее
раскладывает на двух столах комплекты игрового дидактического
материала (разноцветные
ленточки, полоски). Педагог достает две игрушки - плюшевого мишку
и куклу Катю.Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными,
а для этогоим нужны пояски. Подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку
ленточки:одну короткую - поясок для Кати, другую длинную - поясок для мишки.
Дети спомощью В. примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают
радость икланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками.Педагог
предлагает снять пояски и поменять ихигрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке
поясок куклы не сходится, а для куклы поясокслишком велик. Педагог предлагает
рассмотреть пояски и расстилает их рядом настоле, а затем накладывает короткую
ленточку на длинную. Он объясняет, какаяленточка длинная, а какая короткая, т.
е. дает название качества величины -длина. После этого В. показывает детям две
картонные полоски - длинную икороткую. Показывает детям, как можно сравнить
полоски с ленточками путемнакладывания и сказать, какая из них короткая, какая
– длинная.
«Подбери фигуру»
Цель: закрепить
представления детей о
геометрических формах, упражнять в их назывании.
Материал. Демонстрационный:
круг, квадрат,треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона.
Раздаточный: карточкис контурами 5 геометрических лото.
Педагог показывает детям фигуры, обводиткаждую пальцем. Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которыхнарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносиках. Разложите всефигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждуюфигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на начерченнуюфигуру.
«Триквадрата»
Цель: научить детей
соотносить по величине
три предмета и обозначить их отношения словами: «большой»,
маленький», «средний»,
самый большой», «самый маленький».
Материал. Три квадрата разной
величины,фланелеграф; у детей по 3 квадрата, фланелеграф.
Педагог: Дети, у меня
есть 3 квадрата,вот такие (показывает). Этот самый большой, этот - поменьше, а
этот самыймаленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые
большиеквадраты (дети поднимают и показывают), положите. Теперь поднимите
средние.
Теперь - самые маленькие. Далее В. предлагает детям построит из
квадратов
башни. Показывает, как это делается: помещает на фланелеграфе
снизу вверх
сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат.
«Сделайте вы такуюбашню на своихфланелеграфах» - говорит В.
«Широкое - узкое»
Цель: формировать
представление «широкое -узкое».
Занятие проводится
аналогичным образом,но теперь дети учатся различать ширину предметов, т. е.
широкие и узкиеленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации
можно использоватьследующий игровой прием. На столе выкладываются две картонные
полоски – широкаяи узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут
пройти кукла и
мишка, а по узкой - только один из них. Или можно проиграть
сюжет с двумя
машинами.
«Кому какая форма»
Цель: учить детей
группировать
геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от
цвета, величины.
Материал. Большие мишка и
матрешка. Раздаточный:по три круга и овала разных цветов и размеров, по 2
больших подноса для каждогоребенка.
Педагог демонстрирует
круг и овал,просит детей вспомнить названия этих фигур, показать, чем они
отличаются другот друга, обвести контуры пальчиками. «А теперь все кружочки
положите на одинподнос - матрешке, все овалы на другой - мишке». Педагог
наблюдает, как детивыполняют задание, в случае затруднения предлагает ребенку
обвести фигурупальцем и сказать, как она называется. В конце занятия В.
подводит итог: «Мысегодня научились отличать круги от овалов. Мишка все овалы
отнесет в лес, а матрешка- заберет круги домой».
Комментариев нет:
Отправить комментарий